Что думают в разных религиях про ЭКО
ЭКО и религия
С религиозной точки зрения бесплодие семейной пары считается ее испытанием. Далеко не все богословы придерживаются мнения, что это наказание за грехи.
Мнение церкви о бесплодии
Во многих религиях распространено мнение, что Всевышний, не давая паре детей, благословляет ее тем самым на служение обществу. Энергия и время, которые нужны для воспитания детей, должны в этом случае пойти в другое русло, но обязательно благое. Именно поэтому многие религии не олицетворяют бесплодие с медицинской проблемой, ведь оно случается и со вполне здоровыми парами, медицинские показатели которых в норме. Раз не дал Бог детей, значит, нет на то его воли, значит, не готова еще семья заняться их воспитанием.
Бытовавшие ранее предрассудки о том, что отсутствие детей является наказанием за тяжкие грехи, встречаются преимущественно в глубинке, где бесплодные женщины воспринимаются, как грешницы. В любом случае церковь настороженно и без оптимизма относится к вмешательству в божественные планы.
Многим забеременеть мешает ворох проблем, но, даже при вымоленном годами чуде и после многолетнего лечения беременность может не принести радости - обостряются уже имеющиеся трудности, появляется еще больше новых. По мнению церкви, все это лишний раз доказывает, что не стоит вмешиваться в божественные планы.
Когда показано лечение бесплодия?
Основными медицинскими показаниями к лечению бесплодия являются:
- Эндометриоз. Разрастание подобных эндометрию клеток за пределами матки существенно осложняет процесс созревания яйцеклеток, нарушает менструальный цикл, провоцирует спайки, выкидыши, осложнения во время беременности и родов.
- Непроходимость маточных труб. Наступление беременности невозможно даже при нормальном созревании яйцеклеток и здоровых сперматозоидах.
- Патологии органов репродуктивной системы. Они могут быть диагностированы как у женщины, так и у мужчины, а также являться следствием оперативных вмешательств.
- Гормональный дисбаланс. При изменении гормонального фона наступление беременности маловероятно и обречено на раннее самопроизвольное прерывание.
- Недостаток здоровых сперматозоидов. На их количество у физически здорового мужчины влияет образ жизни – сидячая работа и отсутствие регулярных физических нагрузок усугубляют ситуацию.
Столкнуться с одной из вышеописанных проблем может любая семья. Но, у церкви на этот счет свое мнение. Фактически все вышеперечисленные патологии являются следствием нарушения нравственных законов – большое количество половых партнеров, инфекционные и воспалительные заболевания, аборты, жесткие диеты. По этой причине проблема бесплодия является рукотворной и считается явным наказанием за образ жизни, предшествовавший решению стать родителями. Исключением являются то гормональные нарушения, вызванные врожденной патологией эндокринной системы, а также недостаток здоровых сперматозоидов, который устраняется изменением образа жизни и корректирующим лечением.
Что такое ЭКО и чем отличается от искусственного оплодотворения
Наиболее распространенными и эффективными методами лечения бесплодия является ЭКО и искусственная инсеминация.
- ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение подразумевает получение эмбриона вне женского тела. Для этого берется яйцеклетка мамы и оплодотворяется в искусственных условиях – грубо говоря, в пробирке. Затем уже готовый и здоровый эмбрион подсаживается маме прямым введением в полость матки. Сперматозоиды для ЭКО берутся от папы или донора.
- Искусственная инсеминация – это процедура по подсадке в цервикальный канал или матку мамы сперматозоидов папы. Оплодотворение и созревания эмбриона происходит естественным путем. Единственное, чем помогают врачи, – встретиться яйцеклетке и сперматозоиду в естественных условиях. Назначается при слабости и низкой подвижности сперматозоидов или яйцеклеток.
Оба метода являются кардинальными и применяются после многочисленных попыток забеременеть естественным образом и после длительного медикаментозного лечения.
Отношение церкви к ЭКО и искусственной инсеминации
Учитывая разницу вышеописанных методов отношение церкви к ним разное. Отрицание искусственного оплодотворения строится исключительно на попирании традиционных нравственных норм и разрешении этических вопросов.
Мнение об искусственной инсеминации
Искусственная инсеминация еще находит оправдание у священнослужителей, поскольку не нарушает целостность семьи и естественные биологические процессы. Для оплодотворения используется биологический материал обоих супругов, эмбрион зарождается и развивается в утробе матери, ребенок рождается естественным путем. Хотя, найти попирание моральных норм можно и здесь, если для подсадки используется донорская сперма. В этом случае, по мнению церкви, налицо вмешательство третьего лица в таинство семейных отношений – ребенок уже не является носителем отцовского генетического кода. Но, это утверждение справедливо только при привлечении донора.
Почему православие не приемлет ЭКО?
А вот к ЭКО у православных богословов очень много вопросов. Перечислим наиболее важных из них:
- Этичность зачатия вне тела матери, что нарушает человеческую природу.
- Не естественный процесс сбора биоматериала у мужчин с привлечением методов, осуждаемых церковью, таких как рукоблудие и хирургическое вмешательство.
- Выбор здоровых эмбрионов селективным методом, что ущемляет право на рождение остальных.
- Проблема утилизации лишних эмбрионов после успешной операции. Их просто выкидывают или используют для опытов, а с точки зрения религии это уже живые человечки, и их утилизация – самое настоящее убийство.
- Редукция плода – выбор и оставление одного плода и уничтожение остальных при многоплодной беременности в результате удачного ЭКО. Моральная подоплека здесь точно такая же, как в случае с абортом – чистое убийство.
- Услуги суррогатной матери. Церковь и близко не допускает оправдания подобного зачатия и вынашивания ребенка. В этом случае теряются социальные и семейные связи, брак разрушается вмешательством в него третьего лица.
- Использование донорской спермы. Желание родить ребенка от красивого, физически крепкого мужчины толкает женщин и на этот шаг. Это также попирает моральные принципы православия, как и услуги суррогатной матери.
- Кого считать родителями – донора или настоящего супруга, суррогатную мать или воспитывающую ребенка женщину или всех их вместе взятых? Религия предусматривает одно определение деторождения – плоть от плоти и не более.
- Медицинские последствия ЭКО. Сама процедура получения эмбрионов в искусственных условиях, их подсадка оперативным путем, приживаемость, генетическая совместимость влекут массу медицинских проблем для мамы и ребенка. По официальной статистике до 25% детей от ЭКО рождаются с врожденными психическими заболеваниями и недоразвитием внутренних органов.
- Психологические семейные проблемы. По мере роста и развития ребенка они проявляются все острее, что связано с психологической несовместимостью, низким уровнем родственных связей.
Отношение к детям от ЭКО
Все вышеперечисленные морально-этические вопросы церковь адресует родителям. Ответственность последних на детей не распространяется. Церковь принимает всех детей – их одинаково крестят, причащают и привлекают к другим религиозным таинствам. Груз проблем целиком ложится на родителей. Ребенок получает в наследство его последствия – переживает родительские ссоры, непонимание, неприятие и, конечно, чисто медицинские последствия.
Что рекомендует православие при бесплодии?
Естественно, усердно молиться и жить в соответствии с заповедями. Пары, тщетно пытающиеся стать родителями, чаще всего получают в церкви следующие рекомендации:
- Венчание – обязательное условие благословенного и богоугодного брака.
- Причастие и исповедь – помогают очистить душу, понять, за что, послано такое испытание и изменить образ жизни.
- Соборование – исцеляет дух и тело, очищает от грехов, даже от давно забытых и неосознанных.
- Лечение бесплодия традиционными медикаментозными и народными средствами.
- Постоянная молитва и благодарность Богу обязательно от души и чистого сердца. Особенно эффективной является молитва от бесчадия, читаемая в храме.
Допустимые кардинальные методы
Церковь допускает единственный кардинальный метод решения проблемы бесплодия – это усыновление. С религиозной точки зрения – это подвиг, на который готовы не все родители, и испытание на всю жизнь. Часто наградой за него становится собственная неожиданная беременность. И это опять испытание – как поведут себя родители в этом случае по отношению у уже усыновленному ребенку?
Что говорят об ЭКО другие религии?
По искусственному оплодотворению и рожденным от него детям у каждой религии есть своя твердая позиция.
Ислам
Исламская религия допускает ЭКО и искусственную инсеминацию только при соблюдении следующих условий:
- Использование только биоматериалов супругов – никакого донорства (вмешательства третьих лиц).
- Решившиеся на искусственное оплодотворение пары должны состоять в законном браке (государственном и церковном).
- Эмбрионы возрастом старше 3 месяцев не могут уничтожаться.
Мусульмане приветствуют продолжение рода любым путем, не противоречащим вышеуказанным требованиям. А вот пары, сознательно отказавшиеся от родительства, не приемлющие ни усыновления, ни ЭКО, попадают в разряд грешников.
Иудаизм
Иудейская церковь не накладывает ограничений на выбор способа зачатия и родительства. Она допускает ЭКО, искусственную инсеминацию, усыновление, не задаваясь нравственными вопросами искусственного зачатия, а сосредоточившись на воспитании истинных последователей иудейской веры вне зависимости от того, как они появились на свет. Единственное НО касается суррогатного материнства. Женщина, выбранная для вынашивания ребенка, обязана побеседовать с раввином и получить благословение.
Буддизм
Буддисты рады всем детям и не корят родителей за выбор способа зачатия. По мнению буддистских священнослужителей всем эмбрионам должно быть даровано право на жизнь. Это единственное условие для благословенного Буддой акта ЭКО.